Словацкий след Гудеца в архитектуре Шанхая

«Архитектор должен быть архитектором там, где он остановится».  

В каждой стране есть люди, которых культурное влияние и наследие в некоторой степени выходит за границы их родины. Для Словакии таким человеком является Ладислав Гудец. 

architekt-ladislav-hudec_v

Шанхай волшебный город, который пользуется большим историко-культурным наследием. Уникальная культура города сформировалась через столкновения и интеграции различных восточных и западных культурных стилей. Преимущество и гламур этой международной атмосферы процветает благодаря реформе и открытости Китая. В то время как имя Л. Гудеца входит в историю, его архитектура все еще жива. Мы до сих пор можем чувствовать образ «вчерашнего» Шанхая через его архитектуру.

Всемирно известный архитектор I. M. Pei однажды сказал, что его мечта стать архитектором была вдохновлена достопримечательностью – Park Hotel в процессе строительства. Когда он еще как подросток, вышел из кинотеатра Grand Theater, он сразу сделал эскиз здания Park Hotel. Этот изящный небоскреб считался «самым высоким зданием на Далеком Востоке» в 1930-х годах и оставался таким почти в течение полвека (по 1983 год)!

Профиль жизни Ладислава Е. Гудеца

В 1893 году родился известный всему миру словацко-венгерский архитектор, Ласло Худьец Гудец (в Китае он был известен под именем Wūtákè (по кит.  邬达克 )), родом из словацкого города Банска–Бистрица (ББ). Сегодня ББ является  словацким городом, но тогда он был частью Австро-Венгрии. Ладислав был сыном строителя Юрая Гудеца. Его маму звали Паула Шкултеть. Она была дочерью венгерского священника в Кошицах.

В годах 1911 – 1914 Ладислав Гудец изучал архитектуру и машиностроение в Будапештском университете. В 1914 году стал уже почетным членом венгерского Сообщества архитекторов. Во время  Первой Мировой Войны добровольно вступил в австро-венгерскую армию в звании лейтенанта. Получив ранения, попал в 1916 году в российский плен. Это было во время, так называемого Брусиловского прорыва, в течение которого был отправлен в лагерь для военнопленных близ  Хабаровска  на Дальнем Востоке.

Ему в 1918 году вместе с 3-мя друзьями (с ним был и его брат) удалось в Хабаровске сбежать с поезда и пробраться на китайскую территорию. В Китае он попросил Консульство Дании об убежище. В конце 1918 года он остался жить в Шанхае и там начал работать в американской архитектурной фирме Rowland A. Curry. Большинство контрактов из этой фирмы были из английских, французских или американских деловых кругов.

Владел он 5 языками, но знание китайского языка пока не подтвердилось. Он также поддерживал контакты со многими земляками.

В 1927 – 1928 гг. он путешествовал по Европе и США, чтобы больше узнать про новые технологии в строительстве, благодаря которым потом можно было строить высотные здания.

В 1922 году он женился на Гизеле Мейер, дочери богатого бизнесмена в текстильной промышленности. Она умерла в 2005 году в возрасте 103 лет в Ванкувере. Дома все говорили по-английски, но иногда и по-немецки. У него было трое детей. Старший сын Мартин жил в Монако. Теодор, который родился в 1925 году, жил в Ванкувере. Младшая дочь  Алесса де Вет, единственная дочь, которая проживает до сегодняшних дней в Аризоне.

Спустя 30 лет проживания в Китае, во время  гражданской войны в Китае Гудец арестован Китайской Народно-освободительской армией, которая заняла часть Шанхая. Ему удалось бежать из тюрьмы в январе 1947 года.  После этого он тайно со своей семьей покидает Шанхай 22-го января 1947 года и уезжает обратно в Европу – в Италию, где жил в Лугане, а потом в Риме. В 1950 году он переехал  в Калифорнию, где ему предложили работать в университете лектором. Гудец умер в Беркли 26-го октября 1958г. из-за сердечного приступа. В 1970 году были его останки перенесены в Банска-Бистрицу.

Что касается его гражданства, то первоначально Л. Гудец имел чехословацкое гражданство, но потом его изменил на венгерское. После того как он изменил свое гражданство на венгерское ему предложили работу в венгерском посольстве.

Самые знаменитые работы Гудеца в “Париже Востока”

Первый большой вызов был в 1923 году, когда Mr. Charles Reyner, очень богатый американский бизнесмен, который в течение жизни накопил огромное состояние в Шанхае, решил выразить свою благодарность городу, который сделал его богатым, и подарить городу новую, современную больницу. Он назначил Гудеца главным архитектором операции, при условии сохранить в тайне имя донора.

Кроме того, больница была оборудована большим количеством самых современных медицинских инструментов и технологических систем. Это первое здание в восточном мире, где в здание оборудовали кондиционер, чтобы контролировать и регулировать количество воздуха в помещениях. Широко разрекламированный проект здания Country Hospital на страницах главных журналов и газет Шанхая, дал Гудецу необыкновенную известность и узнаваемость и подготовил путь к блестящей карьере.

Что касается остальных зданий спроектированных Гудецом, то во второй половине 20-тых годов он получал поручение на строительство в основном от частных компаний по недвижимости, из США или из западных организаций, которые были заинтересованы в строительстве больниц и конструкций для медицинских и образовательных целей. Но очень скоро Гудец начинает работать и для новой китайской буржуазии, культурной и финансовой элиты китайского общества.

Между 1926 и 1932 годами, Гудец проектировал и строил огромное количество зданий для разных китайских клиентов: офисы, католические церкви, погребальные часовни, роскошные городские резиденции для богатых бизнесменов и министров национального кабинета, промышленные предприятия, электростанцию на берегу Whangpoo реки, и новый кампус Университета Chiao-Tung.      

Другим большим успехом была башня отеля Cathay – (Kuo – taj) в 1927 году. Это был заказ одного из самых богатых предпринимателей Шанхая сэра Victora Sasoona.  Следует подчеркнуть то, что контракты он получал не только у влиятельных и богатых заграничных личностей, живущих тогда в Шанхае, но и у личностей китайского политического, экономического и культурного спектра, потому что он не был гражданином ни одной  страны, которая получала  в Китае выгоды  из-за  своих неблагополучных контрактов. Мы должны понять, что несмотря на то, что Шанхай был в то время уже городом, который пережил опиумные войны, он стал уже однозначно крепким и работающим механизмом с устойчивым modom vivendi мултикультурного центра. Но все-таки Китай продолжал чувствовать горький опыт своего полуколониального положения.

Его работами являются также особняки знаменитых личностей тогдашней общественной жизни, такие как виллы Wu Tongwen, которого также называют и D. V. Wood или D. V. Woo, промышленного магната, и сына первого президента Китайской Народной Республики – Сунь Ят-сена (Sun Yat-sen)!

The Park Hotel

Архитектурная парадигма, которую Гудец в первой половине 20-тых годов развивает, чтобы смешать потребности «современности» его китайских клиентов с западной культурой, эстетикой и техническими предпосылками, попадает в точку полной совершенности реализацией шедевра «Парижа Востока» – the Park Hotel, вообще первого небоскреба и отеля высокого класса, который был когда-либо построен в Азии. Это 90-метровое высокое здание с 22-мя этажами, построено рядом с широкой равниной Race Course.9bc90893e622d520af3e0347c956f9ae

Несмотря на то, что Park Hotel  высотой 90 метров, весит более чем 20000 тонн, он является первым зданием в истории шанхайской архитектуры, которое не только не утопает в почву, но даже не показывает никаких признаков оседания! Это явилось важной вехой для города. Появился первый из нескольких тысяч небоскребов, которые здесь будут еще построены в будущем.

Grand Theatre

В его карьере конструкция Grand Theatre. Это, пожалуй, самый современный кинотеатр города того времени. Здание охарактеризовано очень сильным экспрессионистическим архитектурным языком.1415332279118414

В 30-тых годах, стиль Гудеца подвергся коренным изменениям и стал движущей силой  для ряда строений   новой шанхайской архитектуры.

Ладислав Гудец в течение 1930-х годов построил еще несколько шедевров в Шанхае, а именно: особняк (фантастический дом для богатого магната Wu Tongwen, сейчас икона города); высокие апартаменты (Hubertus Court); маленькие кинотеатры для китайской аудитории (Lafayette Cinema, Chekiang Cinema); огромные промышленные заводы по производству пива (UB Brewery); новую церковь для немецкой евангелической общины и большое школьное здание для иезуитов Университета Aurora.

От половины 1930-х годов, наиболее значимые работы публикуются в некоторых самых известных архитектурных журналах, распространенных в первую очередь в западном мире, как например: L´Architecture D´Aujourd´hui во Франции; Obras e Viviendas в Испании; Der Baumeister в Германии; The American Exporter, The Commercial Engineer и The Far Eastern Review в США; Kokusai Kentiku в Японии; Tér és Forma, главный голос рационалистического движения в Венгрии.

Он прорабатывал свои проекты до самых последних деталей, чаще всего рисовал очень тщательно своими руками мельчайшие детали и мебель, в качестве гарантии для надлежащего осуществления.

Для Гудеца, каждый проект, каждая деталь должна быть разработана очень профессионально: «это должно быть функциональным, и должно хорошо смотреться с любой стороны» – так он привык говорить. Это отношение выходит за рамки чистого профессионализма. Его поведение типично для Европейского культурного пространства, откуда он происходит.

Кроме вышесказанного – «Я чувствую себя гораздо более инженером, а не  архитектором». Он всегда поставлял своим клиентам здания, которые были прекрасно построены, отлично изготовлены, и безупречны с каждой технической точки зрения. Даже сегодня, большинство зданий находятся в отличном состоянии и сохранности, доказывая великую точность их разработки и их строительства, и представляют наиболее ценимые и почитаемые иконы сияющего архитектурного прошлого Шанхая.

Здания Гудеца сегодня

Этот город был почти полностью проигнорирован великими повествованиями истории архитектуры, написанными и опубликованными в 20-том веке, которые сосредоточивались на европейских и американских приверженцах. Хотя по этой причине фигура Гудеца никогда не нашла место среди мастеров современной архитектуры, его карьера заслуживала бы гораздо лучшего историографического обзора, который только недавние исследователи пытаются пересмотреть. Известный государственный секретарь США Генри Киссинджер всегда требовал  остановиться в Park Hotel в течение его дипломатических поездок в Китай. Он утверждал, что ему очень нравится небоскреб Ладислава Гудеца. К сожалению, здание подверглось некоторым сомнительным вмешательствам для восстановления и расширения (в 1997 -2001 годах). Таким образом, теперь невозможно отличить оригинальное здание Гудеца от сегодняшнего, которое изменениями постмодернизма выглядит уже по-другому. Мы  надеемся, что остальные деликатные шедевры Гудеца, которым сегодня тоже понадобилась бы реконструкция, получат более компетентное и уважительное отношение.

Здания Гудеца сегодня помечены как культурные памятники с указанием имени автора на мемориальных досках. Китайские энциклопедии и некоторые статьи в прессе даже указывают и его родной город Банска-Бистрицу – сегодня словацкий город. В последнее время, а особенно в «Году Гудеца», растет число популярных статей о работе Гудеца, но в большинстве случаев его биографические сведения только повторяются или изменяются в разных стилистических вариациях. Его работы изучаются и используются профессионалами. Например, канадский историк  архитектуры Lennore Hietkamp написала диссертацию  на основе архивных материалов Victoria University  of British Columbia в Канаде, американский историк Tess Johnston, которая живет в Шанхае, китайский фотограф  Deke Erh (A Last Look: Western Architecture in Old Shanghai, последнее издание в издательстве Old China Hand Press, Hongkong 2004); австралийский историк  архитектуры Luco Poncellini …

Источник фото: www.freeimages.com/Pexels-2286921, www.pinterest.comwww.skyscrapercity.com

Источник видео: www.youtube.com/DELUXTRADE 皇家进出口

Статья была опубликована 01.06.2016 на сайте Словацких моментов

Ленка Соморова
ru@svk360.com | | Записи

Главный редактор блога

Поделиться:

Добавить комментарий