Интервью: Алла Нуждина – самый словацкий куратор в России
Мы продолжаем серию интервью, и в этот раз мы представляем вам замечательную женщину, поэтессу и самого авторитетного куратора словацкого искусства в России — Аллу Нуждину.
Как и когда вы впервые «столкнулись» со Словакией?
Встреча со словацкой культурой, а затем и со Словакией произошла в 2008 году, так сложилось, что я познакомилась с семьей словацкой художницы Татьяны Житняновой (у нее русские корни, ее мама русская) и уже на Рождество поехала в Словакию.
До этой своей поездки я ничего не знала о стране и, поэтому, ничего не ожидала. Я просто ехала к друзьям в гости, а нашла «свой» пейзаж – плавные линии гор, зеленые поля и небо пастельных тонов. Братислава, Девин, Нитра, трделики в Трнаве, вианочный пунш, и снова – линии гор и холмов и вся эта ненавязчивая поэзия разлитая в воздухе. В общем я влюбилась.
И эта любовь во мне как дерево – пускает ростки, обогащается все новыми побегами и цветами. Если уж полюбил, то это навсегда, потому что смотреть на живое (а любовь – живое) можно бесконечно и всегда по разному.
В какой момент Вы поняли, что словацкий язык и культура, это та область, в которой хотите работать?
Я ничего специально не понимала, не принимала никаких решений, все, как у меня бывает, сложилось само собой, хотя я искала. В то время я работала в Московском музее современного искусства, в редакторском отделе и чувствовала, что эта работа для меня уже исчерпанна, дорога «поворачивает». Куда? – не знала. Знала что хочется организовывать выставки, пробовать себя в роли куратора. Первый проект был еще на териритории ММСИ (в академическом лицее) и длился несколько лет – ежегодный фестиваль «Перспектива», в нем участвовали дипломные работы студентов из более чем 30 вузов России – от Москвы до Владивостока. Мне тогда, хотелось показать, как академическое образование и современное восприятие мира находят свое выражение в творчестве молодых художников. Хотелось дать им голос и представить богатство традиций нашего образования. Получилось? В тех условиях и на том уровне (весьма ограниченном форматом и финансово) да, но хотелось делать лучше и как-то по другому. И пространство стало меняться, «раскрываться в новом ракурсе». В тогдашнею рождественскую поездку в Словакию мне очень понравились работы Житняновой и я захотела сделать ее выставку в Москве и, тогда, «на дороге» возник Словацкий институт и его тогдашняя директор Анета Маренчикова, заинтересовавшаяся моим проектом.
Дорога всегда ведет и поддерживает, главное успеть поймать в парус «ветер перемен». Иначе застой, скука – как бы хороша сама по себе работа не была.
В чем Вы видите важность своей работы в Словацком институте, что касается культурного обмена между Словакией и Россией?
Мне нравится соединять людей и пространства, нравится словацкая культура, изобразительное искусство. Оно сохранило в себе гармоничный взгляд на природу и человека, оно держится под напором современной дисгармоничной цивилизации. Я обожаю современность, люблю скорость подаренную научными открытиями, но не то потребительское отношение, тот массмедийный ширпотреб, который сейчас принято выдавать за что-то важное. За искусство. И мне нравится, что в Словакии есть этот баланс – скорости и традиции.
В том что касается моей работы в СИ: мне хотелось бы показать российскому зрителю ту европейскую изобразительную традицию, в которой я чувствую себя органично, современно себе.
Расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка в организации выставок, концертов…? И какие планы на ближайшее время?
По разному: какие-то проекты нам рекомендуют, каких то художников и музыкантов мы находим сами, я в основном занимаюсь выставками, в качестве куратора или координатора. Подготовка мероприятия это и творческая часть, и административная: переписка с музеями, концертными залами, администрацией городов, самими художниками и артистами, пиар, есть проблема транспортировки по России и т.д. Вплоть до развески работ и личной встречи гостей у входа в СИ на открытие. Из ближайшего, запланированного уже на 2017 год летняя выставка Албина Бруновского и художников его школы в Приморской картинной галерее во Владивостоке.
Каков отклик/интерес со стороны публики? Как Вы привлекаете людей?
В Москве публика традиционно сложнее, здесь каждый день сотни мероприятий, самый большой отклик идет на концерты или события в рамках больших мероприятий – биеннале, но те кто уже нас знает – те приходят всегда. В других городах России спрос на словацкое искусство больше, люди откликаются, благодарят. Есть такое место «Музей Палаты Строгановых» в Усолье – это не город, а скорее поселок городского типа, население всего 6000 человек, но там, благодаря директору, который проводит фестивали, организует экскурсии, словацкие выставки посещают до 5 000 человек.
Интерес можно увеличить, но для этого нужна большая работа с рекламой, а у нас, маленький штат и много мероприятий, мы делаем все что можем и больше: от Калиниграда до Владивостока.
Во время работы, Вам приходится знакомиться со многими интересными людьми и произведениями исскуства. Можете рассказать какой-то самый яркий и запоминающийся момент за все время работы в Словацком институте?
Это выступление фольклорного коллектива «Лучница», которая в этом году после почти 30-летнего перерыва приехала в практически полном составе в Москву, а до того, из «словацких путешествий по России» – голубое озеро под Усольем, сентябрь, мое день рожденье на фоне красот уникальной природы Уральского края. И океан – Петропавловск-Камчатский, Владивосток.
Чем по Вашему русские отличаются от словаков и почему?
Словаки более «домашняя» нация, мы же больше путешественники, первопроходцы, к этому располагает сама география. Но в этой «домашности» есть основа сохраненной традиции, словаки любят и берегут свою национальную культуру, гордятся своей историей, намного больше чем мы (к сожалению), причем историей близжайшей. Это очень выгодно их отличает. И это то, чему мы можем у них научится – любовь к своей земле, как бы мала она не была.
Кроме замечательной словакистки, вы и страстная путешественница. Какие места Словакии больше всего остались в вашем сердце? А куда бы Вы хотели еще съездить?
Я бы хотела подробнее изучить восточную Словакию…ну и просто в очередной раз побродить «без компаса» по любимым местам, например, зайти в свою любимую чайную в Нитре. Там есть такая чайная (напротив синагоги), где можно выпить чай из альпийских трав с медом или просто так.
А в памяти Татры и автобусная остановка в Братиславе – Патронка, там рядом на пятачке зелени живет ежик, такого в Москве точно нет.
Знаю, что любите писать стихи. Можете рассказать Ваш стих, который сейчас нравится больше всего?
Нравится всегда последнее из того что написала. Я пишу не запоминая, это как поток, или океан – одна волна приходит, другая уходит…
Сейчас такое:
***
идти своей дорогой,
никогда не оставляя ни следа ни тени.
как будто здесь, сквозь тихий лес вода.
сквозь осень,
сквозь рассветов невода
волна – сердцебиенье.
7.10.2016 г.
Источник фото: www.facebook.com/allanadezdina