Краткий экскурс в историю архитектурных стилей Словакии
Архитектура Словакии – это часть общеевропейской культуры с ярко выраженными национальными особенностями. Со Средних веков и до падения империи Габсбургов городская архитектура Словакии была тесно связана с венгерской культурой и испытывала влияние австрийской школы, а в небольших селениях и деревнях она развивалась в соответствии с местными традициями. Словаки всегда были и продолжают оставаться очень религиозной нацией, поэтому лучшие постройки в Словакии – это, конечно, храмы: роскошные соборы, небольшие деревянные церкви, строгие прекрасные костёлы. Впечатляют и словацкие замки и крепости, некогда защищавшие жителей этой земли, а теперь поражающие воображение путешественников и туристов.
Романский стиль в архитектуре
В XI—XII веках в Европе господствовал романский стиль. На территории Словакии в этот период преобладало строительство городов-крепостей и замков. До середины XIV в. возводились только небольшие церкви. В романском стиле построены костёлы в Дражовцах, Диаковцах, Нитре, Костоянах-под-Трибечом, базилика в Спишкой-Капитуле, Ротонда в Скалице. Романскую основу имеют крепости Братиславский Град, Спишский Град, Тренчьянский Град, Нитрьянский Град.
Готика
Расцвет масштабной религиозной архитектуры начался в XV в. Впечатляющие готические храмы в Левоче, Бардейове, Кремнице, Прешове датируются именно этим периодом. Особого внимания заслуживает Собор Святой Елизаветы Венгерской (словацк. Dóm svätej Alžbety) – католический собор, находящийся в городе Кошице, крупнейшая церковь Словакии и один из самых восточных готических соборов Европы. В этом же стиле выстроены и многие из знаменитых деревянных церквей восточной части страны. В Карпатском регионе эти церкви вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО. Самая старая деревянная церковь Словакии – это римско-католический костёл Св. Франциска Ассизского в деревне Гервартов в Прешовском крае, построенный около 1480 года. Костёл, как и другие деревянные церкви Словакии, построен без единого гвоздя.
Архитектура Возрождения
Ренессансная архитектура концентрировалась главным образом на светских зданиях, замках, галереях и дворцах. Пика своего расцвета она достигла во второй половине XVI – начале XVII в. Итальянские стили, модифицированные в Австрии, Южной Германии и Польше, обрели в Словакии специфические формы. Типичными их элементами, например, были высокие крыши, декорированные аттики и простые неразделенные фасады с рустовкой по углам. В этот период дворяне переселялись из замков и крепостей во дворцы и городские дома. В стиле ренессанс в Словакии построены городские ратуши в Банской-Быстрице, Прешове, Бардейове. Готическая ратуша в Левоче в начале XVII в. была перестроена в одно из красивейших в Словакии ренессансных зданий с аркадами и часовой башней.
Барокко и рококо
Немало барочных шедевров было создано в Братиславе, коронационном городе венгерских королей, в XVIII в. Королевский статус города привлекал состоятельных инвесторов и выдающихся мастеров из Вены, таких как Б.Г. Мартинелли, А.Г. Бибьена и Г.Р. Доннер. Для примаса Венгрии Вранко Баркоци в Братиславе в 1761-1765 гг. был построен летний дворец в стиле венского барокко. В этот период на юге и в центральной части Словакии было построено множество монастырей, особенно францисканского и иезуитского орденов.
Классицизм в архитектуре
В первой половине XIX в. в словацкой архитектуре доминировали неоклассический и романтический стили, особенно заметные в сфере частного жилищного строительства. Вторая половина века была отмечена развитием урбанистической архитектуры многоквартирных домов и муниципальных зданий в смешанных исторических стилях. В стиле классицизм построены костёлы в Банской-Быстрице, Банской-Штьявнице и в Левоче, а также здания водных курортов в Пьештанах и Сльяче.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики второй половины XIX века. Более всего этот стиль проявился в строительстве общественных зданий (театров, музеев, банков, вокзалов, образовательных учреждений). В конце века в неоренессансных зданиях стали появляться элементы стиля модерн. Словацкий национальный театр в Братиславе построен в неоренессансном стиле в 1885-1888 гг. венскими архитекторами Ф. Феллнером и Г. Гельмером, специализировавшимися в проектировании театральных зданий. В Банской-Быстрице семейная вилла Доминика Скутецкого, одного из самых выдающихся словацких художников, в 1896 году была перестроена в стиле неоренессанс по собственному проекту художника.
Модерн (словацк. Secesia)
На первые десятилетия XX в. приходится расцвет стиля модерн. Ярким примером такой архитектуры в Словакии служит Культурный дом в Скалице, построенный в 1904 году, где сейчас располагается музей Загорья. Самый яркий представитель этого стиля в Словакии – архитектор Душан Юркович – считается основателем современной словацкой архитектуры. В его архитектурных проектах стиль модерн впитал традиции словацкой народной архитектуры.
Архитектура социалистического реализма
Свой отпечаток в словацкой архитектуре оставил и социалистический реализм второй половины XX века. Его характерными чертами является монументализм, классические формы и орнаменты идеологического содержания. Постройки в этом стиле – это, прежде всего, государственные здания и жилые дома, такие как здания бывших районных народных комитетов в Снине, Нитре, Банской-Быстрице, промышленная школа в Дубнице, больница в Дунайской-Стреде. В стиле соцреализма спроектирован и целый городок Нова-Дубница; план построен в соответствии с принципом абсолютной симметрии, находящейся в противоречии с местным ландшафтом; жилые здания носят монументальный характер. Внушительными архитектурными объектами этого времени являются здание музея Словацкого национального восстания в Банской-Быстрице и Новый мост в Братиславе.
Современная архитектура
Современная архитектура Словакии характерна разнообразием форм и стилей, исходящих из отсутствия давления государства и появления множества возможностей как обучения архитекторов, так и финансирования строительства. В настоящий момент архитекторы получают образование в трёх словацких вузах: в Братиславе, Кошицах и Нитре. Здания, построенные в последние годы – это, прежде всего, коммерческие помещения, банки, торговые центры. Основные материалы современной архитектуры – это стекло, сталь и бетон; основные черты – отсутствие украшений, ровные линии, масштабные конструкции. Современные архитектурные проекты зачастую рождают бурные споры о соотношении качества объектов и затраченной стоимости, но есть и много архитектурных удач последних лет, заслуживших одобрение специалистов и общественности. К последним можно отнести, например, Пастырский центр на Теплицкой улице в Братиславе (Ľ. Závodný, G. Bliznakov, M. Siebert, 1999), здание Национального банка Словакии в Братиславе (M. Kusý, P. Paňák, 2002), база отдыха в Сенеце (J. Studený, M. Vojta, 2007), жилые комплексы Розадол (P. Moravčík, J. Šujan, 2006) и Вилинки (P. Moravčík, M. Grébert, J. Benetin, M. Čatloš, 2014) в Братиславе, детский сад Гуливер в Банской-Штьявнице (R. Murgaš, 2015), главный офис фирмы GUMEX в Нитре (M. Paulíny, B. Hovorka, 2015). Все эти объекты не только интересны своими техническими решениями и достойным внешним обликом, но и ценны тем, что органично вписаны в окружающую их среду.